Однажды мне заплатили огромной горстью купюр и спросили: «Так нормально?»

Свадебные истории Ласло Габани

Свадебные истории от Ласло Габани

Начало моей карьеры фотографа случилось в Австралии

Австралия

Там уже тогда — 15 лет назад — рынок фотографии был развит чуть ли не лучше, чем в России сейчас. Фотографическая культура была на высоком уровне. И клиенты были готовы платить большие деньги за действительно хороший продукт. Это было время больших студий, когда отовсюду на тебя смотрели огромные фотографические плакаты с рекламой той или иной студии. Это очень сильно мотивировало.

Уже через год после того, как я начал заниматься фотографией, она стала моим единственным заработком. Я  брался за всё: делал и портретную съёмку, и fashion и свадебную… И в какой-то момент понял, что именно фотографирование свадеб вызывает во мне наибольший отклик. Именно во время съёмки свадеб я становился Фотографом с большой буквы.

Арабские свадьбы и мешки денег

Арабские свадьбы

Но я совсем не понимал где находится моя потенциальная аудитория. На тот момент проблем с заказами у меня не было, соглашались почти все, кому я предлагал… потому что это было недорого. Кто был моим заказчиком? Семьи мигрантов, люди, приехавшие из арабских стран и еще не успевшие толком обосноваться на новом месте.

Арабские свадьбы — огромные, человек на 200-300, праздненства. Доходило до того, что молодожены приглашали на свадьбу через газету. Как оказалось потом, для  них это один из способов окупить расходы. По старой традиции каждый гость должен “вложиться” в бюджет новой семьи: минимальная ставка – 100 долларов. Своего рода входной билет, который приобретается для каждого члена своей семьи. И вот арабский родственник, приехавший с женой и сыном, уже выкладывает 300 долларов. Как правило, молодожёны получали с таких свадеб неплохую прибыль.

Я тогда предлагал довольно невысокую стоимость, допустим, тысячу долларов в день — заказчики сперва очень неуверенно соглашались, но потом я понял почему. Они просто-напросто не знали сколько смогут заработать на свадьбе!

Так, однажды, я уходил с ливанской свадьбы и ответственный за “входные билеты”, достав из мешка горсть купюр, спросил “Нормально?

Я ответил, что “маловато”. Он, не глядя, достал ещё столько же и сказал “ну теперь точно хватит”. В итоге оказалось почти в два раза больше.

В то время я стал понимать, что нужно чётко формулировать портрет своего клиента. Потому, что иначе придётся работать с абсолютно любыми случайными заказчиками. А это часто совсем не то, чего тебе хотелось бы: и материально, и эмоционально.

Приехав в Россию, первое, что я сделал — создал портрет клиента. С самого начала я позиционировал себя дорого, а значит мои клиенты это люди успешные. Вероятно, бизнесмены. Как только я понял, кто они — мне стало проще выстраивать стратегии их поиска и работы с ними. Я понял, что сами они ничего организовывать не будут — доверятся профессионалу. В итоге я стал работать с несколькими крупными агентствами по организации свадеб.

Фотобизнес бизнес начинается с цели

Портрет клиента

Тогда же я пришел к еще одной важной мысли: я никогда не получу некой финансовой удовлетворённости, если не поставлю себе чёткую денежную цель. Во время первого съёмочного года в Австралии я не мог прокормить семью на деньги от фотографии и подрабатывал: какое-то время я просто чистил улицы. Руками. От жвачки

Я тогда слабо понимал сколько мне нужно денег — да, у меня был определённый бюджет по аренде и налогам, но я слабо следил за своими доходами. Деньги уходили не пойми куда и мне приходилось всё больше шабашить.

Момент, когда фотография станет моим основным заработком, упорно не наступал. Через год я сказал себе: хватит. Я хочу зарабатывать только фотографией и вполне конкретную сумму. И у меня сразу наметился рабочий план, который я разложил на отдельные действия по достижению нужного количества заказов.

Приходилось раскручиваться — а интернета тогда не было, как и цифровой фотографии. Я стал работать “на дядю” — снимал для разных студий, пытаясь настроить собственный бизнес. В России я с самого начала понимал, что мне нужно зарабатывать сумму N – не больше и не меньше. И я сразу стал планировать нужные для этого действия.

Чёткая денежная цель необходима в любом бизнесе. Невозможно работать по системе “сколько заработается, столько и заработается”. Это путь в никуда. Стартовать нужно с чётких цифр. Ставить цель — например, 200 тысяч в месяц. Для этих денег нужно снять, допустим, 10 заказов. А для этого уже нужно сделать определённый набор действий.

Съёмки по шаблонам

Съемка по шаблонам

Однажды в Австралии я устроился в очередную студию. Которая работала… исключительно с азиатами. У студии было своё представительство в Японии, через которое и поступали заказы — японцам предлагалось провести свадьбу в католическом храме. У студии была специальная инструкция для фотографов – по ней должно было быть столько-то определенных ракурсов, столько-то горизонтальных и вертикальных снимков — всё четко регламентировалось.

Дело в том, что компания заказала шаблоны фотоальбомов, в которые фотографии нужно было вставлять определенным образом. Сперва это меня коробило, ведь я творческий человек. Но оказалось, что это очень дисциплинирует — я пронес с собой этот формат через всю жизнь.

Тогда я понял, что свадьба — это традиционный процесс. Во время которого обязательно должен быть сделан ряд шаблонных снимков.И без них никак нельзя. 50-60% работы на свадьбе — это стандартные снимки, за которые и платит клиент, а остальное время — твой креатив.


Понравилось? Расскажите о нас другим фотографам