10 основных схем расстановки света в студии

light

Как сделать качественный студийный портрет, используя всего два источника света, белые зонты на просвет, бумажные фоны, портретный отражатель и портретную тарелку.

Прежде всего каждому фотографу необходимо освоить работу с двумя источниками освещения.  Потому что как только вы научитесь делать невообразимые вещи с двумя источниками, то освоить три, пять и десять не будет для вас какой-то проблемой.  А во-вторых такое количество источников в студии – это стандартный минимум.

Схема 1

1

Здесь мы используем один источник (моноблок и тарелку) плюс белый фон. В итоге получаем жесткий рисунок света и тени,с четкими переходами между ними. Модель необходимо поставить как можно ближе к фону для того, чтобы источник света, расположенный фронтально, создавал короткую, плотную тень на белом фоне. Высота моноблока может быть разной,  все зависит от поставленной задачи. Чем выше моноблок относительно модели, тем длиннее будет тень. В идеале нужна стойка типа “журавль”, это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки.

 

Схема 2

2

Здесь мы используем один источник света (моноблок + белый зонт “на просвет”) и черный фон. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель должна встать на некотором расстоянии от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.

Схема 3

3

Здесь мы используем два источника освещения (моноблоки и белые зонты) плюс белый фон. Источники должны располагаться по диагонали, как показано на схеме. Основной источник освещения создает мягкий рисующий свет. Дополнительный источник создает заполняющий свет, который устраняет теневые провалы справа, и одновременно добавляет объема портрету.

Нужно попросить модель повернуться к камере в «три четверти». Основной источник света располагаем либо на уровне лица, либо чуть выше. Дополнительный источник установите на уровне плеч, чтоб свет на фоне лучше распределялся.

 

Схема 4

4

Здесь используем моноблоки и белые зонты плюс белый фон. Источники света располагаем справа и слева от модели на уровне ее глаз (либо немного выше). При такой схеме глубоких теней на лице вы не добьетесь.

Схема 5

5

В этой схеме мы используем два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и черный фон. Нужно установить оба источника света слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен слева от модели, это “рисующий” свет, он образует на правой части лица модели световой треугольник. Второй источник света расположен справа, он создает “контровой” свет, подсвечивая волосы и фигуру модели, добавляет портрету объем. Легкая “засветка” фона изменяет черный цвет на градации темно-серого.

Схема 6

6

Здесь нами было использовано два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 90 градусов (см. схему). В данном случае оба источника “работают” на заполнение, создавая мягкий свето-теневой рисунок слева и справа, при этом по центру лица модели мы получаем зону с глубокими тенями. Такая схема света добавит выразительности портрету, хотя подойдет и не каждому. Белый фон в этом случае приобретает оттенки серого.

Схема 7

7

В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + один белый зонт “на просвет”) и черный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен почти фронтально относительно модели и образует практически равномерную освещенность сцены по всей ее площади. Второй источник света расположен справа и сзади, он создает “контровой” свет, подсвечивая фигуру модели, добавляет жесткости в общем световом ключе, с помощью этого появляется объем. В качестве рассеивателя применяется “чашка”, идущая в комплекте с моноблоком. С ее помощью можно делать очень жесткие свето-теневые переходы, практически без градаций.

Схема 8

8

Здесь мы используем два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов. Здесь оба источника “работают” на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и “заполняющего”, рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы.

Схема 9

9

Используем два источника света (моноблок + рефлектор “тарелка” и моноблок + стандартная чашка) и белый фон. “Тарелку” ставим фронтально, немного выше уровня глаз модели. В итоге получаем так называемую “бабочку” – для этой схемы света характерной особенностью является тень от носа модели в форме бабочки. Эта схема также носит название “голливудский портрет” – многие портреты в киноиндустрии сняты таким образом. Кстати, чем выше будет расположен рефлектор, тем длиннее будет тень от носа. Модель стоит на расстоянии около метра от фона, тень от фигуры падает на фон, тем самым делая кадр более “плотным”. Это совсем не обязательное условие, особенно, если делать съемку лицевого портрета.

Дополнительный источник света распологаем сразу за моделью, на уровне плеч, создавая “контровое” освещение. Так мы получим “прорисовывание” фактуры волос и добавили объема снимку.

Схема 10

10

Эта схема очень похожа на четвертую, здесь практически такое же расположение моноблоков, также использованы белые зонты и белый фон. Существенным отличием этой схемы от предыдущих является отсутствие импульсного света. За счет гораздо меньшей мощности света можно сделать портрет с максимально короткой глубиной резкости.


Понравилось? Расскажите о нас другим фотографам